Wednesday, 3 December 2008

Привет всем из селения Лефке, на Северном Кипре, где я уже три дня обитаю в дарге (обители) шейха Назыма, который считается здесь главой суфийского ордена Накщбанди и вообще самым крутым на свете шейхом, но которого я до сей поры так ни разу и не увидел. Но впрочем всё по порядку.

Переправился я на Кипр, северный Кипр, считающий себя независимым государством (признали его пока только Турция, и вроде бы Абхазия). Переправа на "ракете" довольно быстрая и дорогая (отмазаться от уплаты на турецкой стороне непросто). Там, на Кипре, мне поставили бесплатный штамп, прошмонали рюкзак и выпустили на просторы города Гирне, искать нужную мне дорогу.

Карты, выпущенные европейцами, содержат только "греческие" названия, реально же всё другое, и плюс застроено дачно-курортными виллами одноетажными всех европейцев, мечтающих приобрести дом за полцены в этом ГОТе. Еле выбрался из приморской агломерации, и сменив много машин, уже в глухой темноте оказался в городке Лефке, где находится известная в узких кругах община этого шейха.

Последний водитель указал мне направление и уехал, а я нырнул в тёмный проулок. Пройдя 50 м, увидео здание, освещение, флаги зеленые и людей в остроконечных шапках и с бородами. Они сразу приветствовали меня:

- Саляму алейкум! хангри? (голоден)? - и тотчас проводили меня в столовую, где я стал осматриваться. Вызванный скоро мужик из Башкирии (городок Ишимбай) 50-летний умнейший дядька по имени Мурат ввел меня в курс дела. О чем и продолжаю.

Лефке, северный Кипр, дарга (община) шейха Назыма, председателя суфийского ордена Накшбанди.
В самой общине тусуется около 50 человек, может быть больше. Не все они живут сразу в дарге, человек 30 ночует здесь, остальные в городе, кто снимает жильё, кто дом, кто в гостинице. А из тех, кто живет, есть люди всех стран. Справа от меня в Интернет-кафе сидит какой-то ковбой, это из Англии. Другие из Испании, Аргентины, Ямайки, Сомали, Камеруна, Португалии, Франции, Бельгии, Сирии, Гаити, Пакистана, Ирана, и других стран, из каждой страны по паре или тройке человек, а еще из Турции до половины народу. Одни приезжают и уезжают, на несколько дней или на неделю, другие живут здесь месяцами, годами, кто-то и семь лет или больше. Все они приензжают сюда услышать поучения старца, шейха Назыма, которому уже 85 лет. Но самого старца так я пока и не видел. И вот почему. Подобно всем очень старым людям, он наверное не очень здоров и сильно подзадолбался от того, что к нему стекаются все люди вот уже полвека, и вот старец ушел в затвор и показывается только по пятницам. Вот жду пятницы, соответственно.

Пока же шейх не виден, а обычно он появлялся каждый день (его дом прямо пристроен к дарге, или дарга к его дому), происходит жизнь так. В пять утра побудка, и мы, спящие на втором этаже мечети, вылезаем из спальников и идем на молитву. Она продолжается час. Потом мы поднимаемся опять наверх и замечаем, что половина жильцов так и не вылезала из спальников и спит. За это не гоняют. Но к 8 утра уже нужно окончательно встать. Комендант всего колхлза, Таксин Баба, достает пылесос и пытается разбудить всех, кто дрыхнет и в нижнем этаже и в верхнем, старается их приучить к труду, чтобы хотя бы спальники убирали и пылесосили.

Мы совсем проснулись и идем в кухню, где более активный кто-то уже приготовил огромную бадью еды. Становится теплей.

-- Кто пойдет собрать оливы? Кто на оливы? -- призывает "прораб", заведующий оливами.
Все ускользают, из 40 человек едва найти 5-7 человек. Взявши ведра и лестницу, идем. Щейху принадлежит много садов и огородов, не знаю как они ему достались, может завещают ему огороды, а может дарят. Есть мандарины, апельсины, финики, оливки и другое.

Сидим, идем, собираем оливы. Огороды в 1 км от дарги, некоторые ближе. Работать никто не хочет. В основном мы с Муратом самые стахановцы. Целыми ведрами и ящиками собираем эти оливы, общаемся с другими людьми. Мурату 50 лет, он знает все восточные языки - туркский, арабский, фарси, курдский, татарский, немецкий, английский и т.д., изучает святые вещи, очень умный и широкого взгляда человек, работает переводчиком в Уфе, на нефтяной фирме, но переводить надо мало, вот он и укатился. С другими общаемся иностранцами на всех языках. Днем на молитву в мечеть, какая поближе к огороду. Вчера нам с Муратом за стахановский труд даже дали премию деньгами, опасаются что мы разбежимся.

После 15 часов в общину, там разговоры, молитвы по часу, обед и ужин, всемирный интернционал, очень интересно. Только шейха нету, и это всех смущает. Народ под домом шейха у ворот стоит, ждет может появится. По идее, он всегда каждый день появлялся. Но никто не может к нему входить без его разрешения (может только особые родственники или ближайшие последователи). Пока ознакомляюсь с его учением из книг. Об этом в следующем посте.
Шейх -- большой либерал, и в его общине можно почти всё, на что бы косо посмотрели в других святых местах. Можно проспать молитвы, и даже во время молитвы храпеть в мечети громко, можно уклоняться от работы (что и делает большинство), можно ходить и всё фотографировать, снимать на видео, чем многие и занимаются. Ничего не возбраняется. Недостаток подобной вольности в том, что КПД работ очень небольшой, как примерно у Михи в деревне, то есть все тусуются, едят, пьют чай, разговаривают, молятся (в этом отличие от Михи) и иногда ходят на огород.

Учение святого шейха Назыма также имеет много общего с учением Михи. Скоро придёт конец технической цивилизации, учит он (в книге), электричество испортится, переезжайте в деревню, выкопайте себе колодец, выкопайте колодец себе обязательно. Возвращайтесь к природе, чтобы природа не противостояла вам, валите прочь из городов, не живите в многоетажных зданиях, заведите животных (у шейха куча кошек в общине, штук 10 - не знаю, на чёрный день что ли чтобы слопать? а вот собак нет), живите бережно, не надо каждую неделю новую одежду себе покупать, готовьте себе простые дома, но не сидите в них сиднем, а ведите активный образ жизни, отвыкайте от телевизора (один ТВ сломанный в общине все же есть, наверное по нему шейха показывают?), на три месяца запасите себе еды, придет скоро конец света, ему еще в 1940 году его шейх предсказал, что скоро будет конец, вот уже время настаёт, когда всё накроется, лопнет, выживут только каждый примерно седьмой. Тут скоро прийдет Исус Христос и имам Махди под ручку с ним, и сделают в мире такое процветание, что только самые избранные достигнут этого и обрадуются вместе с нашим другом Михой в деревне. Но и Миха не спасётся, так как он не принял истинную веру, ведь всякие есть веры, но истинная вера тоже имеется, и вот собственно и она.

Культ личности шейха несколько заменяет отстутствие самого шейха. Много его фотографий, изображений при входе, хорошо что не в самой мечети. Есть даже картина размером почти метр, его кто-то изобразил. Можно приобрести в лавке фото шейха и литературу его и о нём. Шейху приписаны особые свойства (некоторые думают, что он в мире типа самый главный из ныне присутствующих людей). В этом некоторая странность. Вообще, когда ему 85 лет, а от него вечно чего-то ждут, может быть тяжело. Как от Саи Бабы или от римского папы (минувшего). Вроде уже и о душе надо подумать, о своей, жизнь уже завершается, а тут все лезут, со своими нуждами ("помолитесь о мне, чтобы я разбогател, выздоровел, поумнел, чтобы я стал вашим учеником...") вроде бы и профессия святого человека пожизненная, отказать неудобно. Всех святых людей нужно отправлять на пенсию в 80 лет. Ну ладно, что это я развёл критику старца, ладно посмотрим каков он сам, до пятницы доживу здесь.

Тут надвигаются праздники Курбан-Байрам, через несколько дней, надо до них выскочить с Кипра, а то вдруг пароходов не будет. Но посольства Египта в эти дни точно не будет работать (8, 9 декабря), так что я в эти дни иншалла буду в Сирии и Иордании, а там значит посмотрим. Ладно, пока завершаю писать. Тут, как и предсказывал шейх, близок конец цивилизации, полгода не было дождя, в водопроводе почти ни капли нет, водохранилища опустели, с водой плохо, с интернетом тоже, вчера какой-то трактор порвал кабель, и во всем селе не было инетрнета. А сегодня починили. Еще тут все дорого, ну точно надо рыть колодец, заводить сад и жить как святые шейхи или как наш друг Миха.