Friday, 23 July 2010

Миновали благополучно неторопливую и неоживлённую узбекско-таджикскую границу (маршрутки из Самарканда с автостанции "Кавтархона" до границы по нескольку тыс.сум), и прибыли в таджикский городок ПЕНДЖИКЕНТ. Горы вокруг него. Я стал уже владельцем местного номера +992-90-466-5993. Связь тут работает не везде, но в городе - есть. Завтра поедем отсюда в Душанбе, до которого останется немного - километров 250. Дорога, по слухам, до Айни не хорошая, а после - улучшенная. В Пендиненте за 1000 руб дают 145-146 сомони. До встречи в Душанбе!
В отличие от соседнего Казахстана, где железная дорога - средство передвижения пролетариата, -- в Узбекистане "темир-йол" (ж.д.) - удел обеспеченных людей. И вот почему. В то время, как цены на автобусные перевозки сохраняются здесь на самом низком уровне во всём СНГ (ок.30-35 русских копеек за километр, цена прежняя, как и три года назад), - цены на ж.д.билеты здесь привязаны к... швейцарскому франку! Ну, многим не секрет, что цены на международное ж.д.сообщение в СНГ привзязано к швейцарскому франку, например на поезд Москва-Киев или Астрахань-Атырау. Но в Узбекистане, из-за неуклонного падения узбекского сума, решили привязать стоимость билета к сей буржуазной валюте, из-за чего каждый вторник цены билетов видоизменяются - как правило, в большую сторону.

На сегодняшний день плацкартный билет из Кунграда в Ташкент (немногим более 1000 км) стоит 44101 сума (660 рублей), в Самарканд -- 35000 (500 рублей), что конечно дешевле чем в РФ, но дороже, чем параллельный автобусный транспорт. Но автобусы забивают доверху; так, автобус, везущий нас из Муйнака в Кунград, совершил три круга по длинному городу, чтоб набрать больше народа. А в поездах едет, можно сказать, элитная публика, и выглядят поезда прилично. Но вот ещё удивительно: Узбекистан - редкая страна, что пошла в годы после-СССР на большие железнодорожные строительства. Поскольку прежняя советская линия Москва-Кунград-Ургенч-Термез проходила по кусочкам независимой Тукрмении, -- узбеки выстроили несколько спрямляющих линий, проходящих именно по территории Узбекистана. По одной  из этих новых линий -- ж.д.Мискин-Учкудук -- мы вчера и проехали. Целью была не экономия, а исследование этой части ж.д. На удивление, дорога находится в хорошем состоянии, и почти все дальние поезда проходят сейчас по ней.  Проводники все (виденные нами) выглядят прилично, лучше чем в Казахстане, и в вагонах сломано ещё не всё. В стоимость плацкарта, однако, входит бельё, из которого выдают только одну простыню и наволочку (второй простыни и полотенца "не положено" -- наверное, их уже уворовали.)

Пригородные поезда в Узбекистане тоже есть, но их мало. Даже имеется "собака" Навои-Учкудук. Цены на пригородные остаются очень низкими (франко-независимыми). Однако, путешествовать "на собаках" по УзЖД невозможно, т.к. они ходят редко и не образуют непрерывной сети.

Вообще, в этом путешествии мы очень много проехались на поездах. Но тут, в Самарканде, наше ж.д.путешествие закончилось -- теперь нас ждёт Таджикистан, город Пенджикент, куда мы сегодня иншалла и отправимся -- уже без использования поезда. 

Городок Муйнак когда-то находился на берегу Аральского моря. Ещё в 1980 году море визуально наблюдалось. В Муйнаке базировался рыболовецкий флот, консервный завод (по производству консеровов из аральских рыб) и прочее. Но за многие годы Аральское море высохло; его объем уменьшился в 10 раз,  и от Муйнака берег отступил километров на 70. Остатки Аральского моря находятся в северо-западной части бывшего моря, солёность там достигает 100 граммов на литр, и рыба вся исчезла. А ржавые пароходы стоят на дне моря, превратившегося в песчаную пустыню, под бывшей набережной в Муйнаке. Фотографии выложу при случае, как доберусь до более быстрого Интернета.

Сам Муйнак, в 95 км к северу от Кунграда, вовсе не показался вымершим городом. Да, народ поразъехался, но какая-то сельхозжизнь существует. В 15 км от города нашлось что-то нефтегазовое. Вода в самом городе есть, в форме арыков и мелких каналов. А главное богатство города - это песок, мелкий как в песочных часах. Если здесь построить завод по производству песочных часов, то материала (на дне Аральского моря) хватит на всё человечество на весь период его оставшейся жизни.

Мы вчетвером заночевали среди песков, на дне Аральского моря, а на следующий день я придумал, как при помощи МЧС его реконструировать, и сочинил следующую поэму.


Круговорот воды в природе, или
Поэма о восстановлении Аральского моря

В узбекской степи наблюдаем овраг.
У края оврага есть город Муйнак --
в Муйнак прилетает министр МЧС Сергей Шойгу и... )


Ура, товарищи! Мы в Самарканде!

Три дня назад мы покинули жаркий и дорогой курортный город Актау. Приехали на вокзал -- поезд подогнали за час. Помня минувший поезд, мы уже изготовились, и я ворвался в вагон одним из первых, чуть не раздавив десяток казахских тёток с мешками и детьми (те, впрочем, нисколько не возмущаясь, делали то же со своими коллегами). Но оказалось, что вагон, прибывший под посадку, уже почти полон -- ушлые казахские пассажиры проникли в вагон еще в тупике за взятку проводнику и заняли все приличные места. С боем я отвоевал себе третью (багажную) верхнюю боковушку и там коротал ночь в обнимку с рюкзаком, Руслан, обливаясь потом, влез в другую щель. Все эти пассажиры ехали в Бейнеу зачем-то, как и мы. По пути по поезду ходили милиционеры и искали иностранных лиц без регистрации, но мы в заветные пять дней уложились.

В Бейнеу мы сели в международный фирменный поезд из иных общих вагонов Бейнеу-Кунград и въехали на территорию Узбекистана. В этом поезде уже народу поменьше было. А цена огромная -- 490 рублей, что из России брать, что из Казахстана (2350 тенге), что из Узбекистана то же, т.к. поезд международный. Всю 
дорогу в поезде продавали назойливо чай, кок-шай, "вода-без-газ", просто "без-газ", "телефон-касет", "тенгелар" и прочее.  Менялы, ходили по поезду с пластиковыми сумками, полными денег. Отчего подумалось, что название узбекской валюты "сум" и слова "сумма" и "сума", "сумка" - однокоренные. Самая крупная купюра - 1000 сум (15 рублей). Обменяв 1000 рублей на стопку из 70 купюр, чувствуешь себя очень богатым человеком.

Ехали часов 8 и прибыли в узбекский занюханный и напоминающий Сирию, Кунград. На вокзале Кунграда нас ожидало четверо известных нам граждан РФ: Алекс Киченко с дамой и Ярик с дамой, все они направлялись в Таджикистан, подобно нам. Съели дыню и арбуз. Кроме граждан РФ, нас встретили многие узбеки базаром. Ярик и Ко поехал на восток, а мы с Алексом и Ко -- в город Муйнак, известный тем, что Аральское море, находившееся там, высохло, и там можно увидеть сохлые пароходы, стоящие среди песка в пустыне.