[personal profile] a_krotov
Вот что интересно знать об Узбекистане.

1) Узбекистан на сегодняшний день - страна с самыми мелкими купюрами деньгами в мире (из посещённых мной). Самая крупная купюра здесь 1000 сум, что составляет 14 рублей. Водитель КАМАЗа, возящий клетчатую сумку с деньгами, расплачивающийся за заправку стопой из восьмисот самых крупных купюр, ж.д.кассиры, продающие билеты в Россию за четыреста бумажных денег, -- здесь повседневное явление. Люди, идущие за покупками с мешком денег, никого не удивляют, и никто их видимо не грабит -- усилия по перевозке этих денег не стоят благ, из них получаемых. Хуже было только в Афганистане в 2002 (за 1 доллар получали 80.000 "джумбашей", при самой ходовой купюре 1000 и максимальной 10.000, но деноминация там решила проблему).

2) Узбекистан на сегодняшний день - одна из редких стран, где рыночный и официальный курс доллара значительно отличаются (доллар стоит официально 1600, реально 2200, в банке приобрести валюту практически невозможно). Все местные меняют деньги на рынках, а для иностранца лучше так не делать. Таможня тщательно (иногда) обыскивает (как например меня) или просит предъявить деньги, конфискует лишние (такие случаи бывали) как "сокрытые" от таможни, а на выезде порой требует справку из банка на "недостающие валютные ценности".

3) Узбекистан - одна из двух стран б.СССР, где лидер страны пребывает неизменным со времён СССР. При этом, по официальным данным, ровно 100% населения поддерживает лидера. В стране нет ни одной оппозиционной газеты, а на оппозиционный сайт фергана.ру я не могу выйти из интернет-кафе -- он, вероятно, заблокирован. Все партии тут поддерживают Президента.

4) Несмотря на 19 лет независимости, = стоимость даже внутренних ж.д.билетов привязана к швейцарскому франку и еженедельно растёт. В отличие от цены электрички, которая здесь зафиксирована государством и является очень низкой.

5) В связи с переходом на латиницу, в стране появилось четыре вида вывесок. а) по-узбекски латинскими буквами, б) по-узбекски русскими буквами, в) по-русски, г) по-русски латинскими буквами. Все виды вывесок и объявлений произвольно чередуются, без какой-либо понятной системы. А вот газеты на русском языке в провинции почти не встречаются.

6) в Узбекистане почти половина машин - старые советские, Волги, Жигули, а как микроавтобусы нередко ездят РАФики, в остальном СНГ уже вымершие. Вторая половина машин - машинки местного производства "UZ=DAEWOO". Импортные евромашины сконцентрированы в основном в Ташкенте, а в провинции машины лишь двух указанных типов.

7) Супермаркеты в Узбекистане содержат весьма ограниченный ассортимент товаров, напомнающий советский. Даже в большом магазине можно найти несколько десятков видов товаров, зато почти все - местного производства. В отличие от соседнего Таджикистана, тут нет засилья росийской продукции. Всего понемногу, зато большей частью своё, узбекское. Иранских товаров продовольственных тоже не очень много.

8) В городах Узбекистана очень много зелени и цветов. Во всех городах, от Андижана до Бухары. Внешнему благоустройству городов уделяется некоторое внимание, в отличие от стран-соседей.

9) Узбекистан, мне кажется, единственная страна СНГ, где привлечение граждан на общественные работы (в данном случае на хлопок) достигает таких масштабов. Всем предприятиям и организациям завещано правительством выделить своих сотрудников (ну всё же не всех, а определённый процент, в зависимости от типа предприятия) на 10 дней на поле с сохранением зарплаты. По телевизору показывают счастливых хлопкоробов, сидящих за длинным столом, их кормят пловом, а передовикам производства дарят шёлковые халаты (это по телевизору, а реальный народ отплёвывается).

10) В Узбекистане, как и в СССР, религия подлежит гонениям. Только здесь может быть такое - руководитель предприятия пропесочивает сотрудников и говорит: "такой-то у нас совсем бессовестный, ходит в мечеть на пятничную молитву!" Лица, посещающие мечеть, состоят на учёте, а некоторые мечети вовсе закрываются - официально, по инициативе самих верующих, как и в СССР. Только здесь в главной городской мечети, вмещающей 50.000 человек, я однажды застал на дневной молитве лишь 5-6 старичков, оставленных здесь как "культурное наследие".

11) Жители Узбекистана, как и многие другие жители Азии, придают большое значение внешнему виду, чтобы "было как у всех" или "не хуже чем у всех". Я пока не встретил ни одного узбека, носящего например жёлтую или красную куртку, или как-то ещё отличающегося внешне издали от других. Если они и есть, то в Ташкенте только.

12) В Узбекистане большая часть гостиниц (дешевых) не имеет права принимать иностранцев. Таким правом обладает лишь небольшая часть более дорогих гостиниц. В маленьких городах иностранец официально вообще нигде спать не может.

13) Взятка гаишнику на трассе здесь самая маленькая в СНГ и составляет около 6 руб. Также здесь самая дешёвая еда, фрукты и овощи, самые дешевые междугородние автобусы (после Туркмении) (только фиг найдешь эти автобусы в хлопковый сезон).

14) Узбекистан - на втором месте в бывшем СССР по строительству новых железных дорог (в % к старым, построенным до 1991 года). Первое место, вероятно, держит Туркмения.

Вот такая страна. Что-то оно нам напоминает...

Sunday, 10 October 2010 12:32 (UTC)
- Posted by [identity profile] lenk0yan.livejournal.com
Интересно. Беларусь какая-то

А причем тут Беларусь?

Monday, 11 October 2010 12:19 (UTC)
- Posted by [identity profile] bulat-16rus.livejournal.com
В Беларуси нет черного курса валют, денежные знаки нормальных номиналов (вплоть до 100000 - это более 1000 рос. руб, а не 14), нет старых москвичей, волг и запорожцев, народ не выгоняют массово на уборку картошки, на религию гонений нет.

Re: А причем тут Беларусь?

Monday, 11 October 2010 13:35 (UTC)
- Posted by [identity profile] lenk0yan.livejournal.com
Гонений на религию нет, т.к. и религий, кроме христианства, нет. Гоняют не на уборку картошки, а на хоккей, с участием команды Президента, за Минско есть и Москвичи, и Запорожцы

Sunday, 10 October 2010 13:02 (UTC)
- Posted by [identity profile] bull-terier.livejournal.com
а криминал и отношение к русскоязычным?

Sunday, 10 October 2010 13:53 (UTC)
- Posted by [identity profile] a-krotov.livejournal.com
Отношение к русскоязычным нормальное, как и повсюду сейчас в б.СССР.
Волна русофобии прошла еще лет 15 назад. В Ташкенте полно русских,
ну и в других городах они тоже имеются.

Криминал мне что-то не попадается, тут я не специалист,
думаю один человек криминал везде найдет, а другой - нет. от человека зависит.

Sunday, 10 October 2010 13:38 (UTC)
- Posted by [identity profile] texnic.livejournal.com
кхм, я туда только собираюсь, но почему-то у меня было ощущение, что там цивилизованней.

Sunday, 10 October 2010 16:58 (UTC)
- Posted by [identity profile] apricot-lu.livejournal.com
всё очень верно, и очень грустно..

Sunday, 10 October 2010 17:33 (UTC)
- Posted by [identity profile] yarikmsu.livejournal.com
Интересная подборка фактов. Про привязку цен к швейцарскому франку не знал.

Франк

Tuesday, 12 October 2010 07:28 (UTC)
- Posted by [identity profile] a-krotov.livejournal.com
К швейцарскому франку привязаны и все международные железнодорожные билеты на между-СНГ-овском сообщении. Однако, привязка шв-франка к внутренним билетам наблюдается только в Узбекистане. В Таджикистане привязан к шв-франку поезд Худжанд-Душанбе, но он на 90% идет по территориям иных стран, так что внутренним его считать сложно. Пожелаем, чтобы шв-франк инфлировался скорей -- тогда и ж.д.билеты подешевеют!

Sunday, 10 October 2010 21:11 (UTC)
- Posted by [identity profile] 28.livejournal.com
классно, спасибо, Антон, за прекрасные факты!

Monday, 11 October 2010 06:10 (UTC)
- Posted by [identity profile] sordina38rus.livejournal.com
Да, очень верно узбекистанские особенности подмечены!

добавления от старожила

Tuesday, 12 October 2010 01:15 (UTC)
- Posted by [identity profile] zmankl.livejournal.com
Как человек, проживший в .уз 20 лет, хотел бы прокомментировать:

1) на самом деле в Зимбабве хуже, там курс что-то около 10000000 к доллару :). Про сумки с деньгам - сущая правда, сам регулярно покупал билеты на самолёт :).
2) сущая правда, рисковать на таможне очень не рекомендуется :)
3) официально не 100, а 97-98%, что впрочем сути не меняет :)
4) не к франку, а юс доллару, при чём тут франки ?
5) так и есть, настоящий зоопарк :)
6) неверно для ташкента, советских машин там уже мало
7) неправда, наверное вывод по 1-2 супермаркетам в области, поэтому статистика неверная. В узбекистане нет столько производства, чтобы насытить рынок продуктами, плюс большинство местных продуктов вообще несъедобны. Всё везут из России чаще всего.
8) бред! зелень растёт сама по себе, никто за ней почти не ухаживает (центр ташкента в расчёт не беру), зато жителей и предприятия заставляют наводить порядок на улицах - подметать, красить итд, при этом им тюрьмой угрожают, если они это не делают. Вот фото - лично делал на подъезде в доме у родителей: http://www.zman.uz/img/tashkent2200.jpg
9) да, но при союзе было намного хуже, брали и студентов и школьников отовсюду, включая ташкент.
10) это полный бред, скорее всего со слов кого-то, кто работает на таком предприятии, где начальство "перегибает на местах". В целом - наоборот, мирная религиозность растёт быстрыми темпами, строят новые мечети везде. Преследуются всякие секты или неугодные кому-то люди, это да. При этом причина для преследования может быть любая, от неуплаты налогов до религиозного экстремизма... был бы человек, а повод найдётся.
11) в целом да, но эти возможности сильно ограничены доходами и ценами на одежду, поэтому качество одежды всё ближе и ближе к кишлакам. Быть "на уровне" стоит в несколько раз больше, чем в нормальной стране. Напр. нормальные кожаные туфли по 400 долларов итд :)
12) да, лицензирование есть, но в городах куда ездят туристы, - всегда есть эти гостиницы.
13) не езжу за рулём в СНГ, взятки не даю, поэтому сравнить цены не могу :).
14) у меня нет статистики, но я работал в проекте по модернизации жд, так что работа какая-то на самом деле ведётся. Управление СазЖД - по статусу как министерство и порядки там почти армейские, всё очень строго.

Автору:
а) скорее всего выводы сделаны за небольшой срок пребывания и в каких-то конкретных местах. Статистика в целом верная, но я бы сказал неполная.
б) Ташкент сильно отличается от остального .уза, поэтому нельзя писать обо всём узе в целом, включая столицу.
- Posted by [identity profile] a-krotov.livejournal.com
1) Во-первых, в Зимбабве уже полтора года как хождение национальной валюты (зимбабвийского доллара) прекращено, и средством платежа стал зимбабвийский доллар. Во-вторых, даже в самые инфляционные времена у них были банкноты, например, 100.000.000.000.000 зимбавийских долларов, что было больше 1000 уз.сум. В-третьих, если уж быть совсем точным, в моём посте написано "из посещённых мной".

4) Будем точными, именно к швейцарскому франку, почитай внимательней объявления на вокзалах и приказы вашего ж.д.ведомства. Кстати, именно к швейцарскому франку привязаны и международные ж.д.билеты во всем СНГ. Почему именно к франку, вопрос не ко мне, а к правительствам и к железнодорожникам.

6) я же и пишу, что импортные евромашины сконцентрированы в основном в Ташкенте, а в провинции преобладают два указанных типа. Внимательней читаем пост.

10) Полный бред, да, конечно. Сами поражаемся. Конечно, со слов местных жителей, я же не работаю в Узбекистане или еще на каких-либо предприятиях. Однако, факты о гонениях на религию в Узбекистане подтвердят многие, особенно узбеки, уехавшие с родины по причине религиозных гонений.

12) гостиницы есть в распиаренных туристических центрах. Но если город не имеет развалин и старинностей, то, подобно как и в Египте, гостиницы будут только для местных.

Повторяем ещё раз, пост точный, информация научна и обоснованна. Я, конечно, был в конкретных местах, но все областные центры и основные города Узбекистана входят (Нукус, Ургенч, Карши, Навои, Термез, Гулистан, Джизак, Бухара, Самарканд, Хива, Кунград, Муйнак, Ташкент, Наманган, Андижан, Коканд, Фергана, Маргилан и др). Автор комментария также наверняка был в конкретных местах, вряд ли он был во всем Узбекистане. Бывал я в Узбекистане в 1997, 1999, 2002, 2005, 2007, 2010 годах, хотя конечно не очень долго, так как мир большой, и я бываю также в некоторых остальных странах мира.

Ташкент действительно отличается, количеством машин иностранных, количеством интересных людей, количеством ментов в метро, размером зарплат и т.п., ну эти отличия больше количественные, чем качественные.

Re: добавления от старожила

Tuesday, 12 October 2010 14:51 (UTC)
- Posted by [identity profile] peterone.livejournal.com
Почему даже в далёком районе, где, наверно, одни узбеки, объявления пишут по-русски?

Re: добавления от старожила

Tuesday, 12 October 2010 16:39 (UTC)
- Posted by [identity profile] zmankl.livejournal.com
фото сделано в Ташкенте

Объявления по-русски

Tuesday, 12 October 2010 18:19 (UTC)
- Posted by [identity profile] a-krotov.livejournal.com
Объявления по-русски пишут (нередко) даже в Таджикистане, где от силы 2% русских, а также в некоторых киргизских городах, где русских менее 1%. Объяснений тому два:

1) русский язык - язык межнационального общения народов б.СССР. Если в стране Узбекистан, например, 65% узбеков, 10% таджиков, несколько % русских, киргизов и т.д., то писать на русском - единственный вариант, чтобы прочитали все.

2) русский язык - язык бизнесовой и платежеспособной группы населения. Так же, как в странах западного влияния будет много вывесок на английском, -- так же в Средней Азии на русском.

Зимбабвийские деньги

Friday, 29 October 2010 15:09 (UTC)
- Posted by [identity profile] a-krotov.livejournal.com
Да, кстати, вот и зимбавбийские деньги,
сто тысяч миллиардов долларов (зимбабвийских) одной бумажкой --
http://photofile.ru/users/antonkrotov/95253836/107483600/#mainImageLink
Когда такие деньги выпускались, стоили они всяко больше 1000 сум.
Но сейчас (2010) уже не в ходу, национальная валюта отменена из-за инфляции