[personal profile] a_krotov
Попав в Швецию, хочу напомнить, что шведы сохранили свои национальные деньги, не стали переходить на евро. Шведские деньги называются кроны, одна крона – чуть меньше пяти рублей, мелочь меньше кроны уже не в ходу. Добыть кроны можно в обменном пункте. Принимаются на обмен и рубли, но по заниженному курсу. Большинство покупок можно делать по кредитной карточке. В последующем тексте имейте ввиду, что одна крона = 4,6 руб. Итак. Чем интересен Стокгольм, и чем он превосходит Хельсинки? Во-первых. Тут есть более обширное метро. Оно состоит из трёх линий, которые ещё и разветвляются. Так что суммарно выходит концов десять. Цена билета в метро тоже превосходит финскую – один проезд стоит тут 36 крон (170 рублей). Ездить по этому билету можно ограниченное время. Кто берёт сразу на много поездок, получается дешевле вдвое. И вот – какое же метро соорудили шведы? Оно совсем без облицовки, точно пещеры какие-то. Даже кафеля и краски не нашли, все станции – как норы или пещеры, даже освещения мало. Поезда ходят часто и внешне напоминают московские (внутри – другие). Во-вторых. В Стокгольме есть мечеть. В Хельсинки вот не было найдено мечети (есть только помещения в обычных больших зданиях, типа «исламский центр», ну как в Риге примерно). А тут в Стокгольме настоящая мечеть, здание. Я попал на дневную молитву – народу много, человек полтораста, а ведь середина рабочего дня. Половина из прихожан – негры (ну понятно, они не на работе), половина – светлые и даже совсем белые люди. В-третьих, повторяю, Стокгольм внешне больше и солидней. Очень много всего тут шведы понастроили за последние столетия. Погулять – одно удовольствие. Также есть длинные трамваи, как и в Хельсинки Билет в автомате 36 крон, в кассе аж 44 кроны. Есть суточный билет за 115, трёхсуточный за 230 и другие проездные. На 16 поездок – значительно дешевле, 200 крон (тыща рублей). Транспорт вообще по зонам, есть ещё вторая и третья зоны (в пригород), в дальнюю зону всё дороже вдвое: одноразовый билет в какой-ньть местный Зеленоград стоит 88 крон (400 рублей). Как и в Финляндии, тут в Швеции много велосипедистов и инвалидов. Все понимают, что транспортом пользоваться нерентабельно, и пересаживаются на колёса. Вдоль многих улиц проложена дорожка для велосипедистов и для пешеходов (отдельные полосы для тех и для других). А ещё интересно, что когда тут горит «красный свет», почти все с понтом ждут, хотя машин бывает, что и не бывает. Что касается вокзала – он действительно есть. Поездов много, но меньше, чем в Финляндии. Пригородные поезда имеются и ездят часто, но всё же их не 400 штук в день, а меньше. Можно купить билет в автомате по карточке (но у меня не получалось почему-то), можно – в кассе (с комиссионным сбором). Студентам, по предъявлению ISICа, символическая скидка в 5 крон. Проезд до Упсалы (75 км) – 100 крон, в автомате 80. Билеты на дальние поезда, на разные дни, стоят совсем по-разному, может быть и в три раза разница между будним днём и выходным. Есть отсюда поезда в Норвегию (Осло) и в другие стороны. Я поехал в Упсалу, это большой областной центр в Швеции, четвёртый город в стране по величине. Тут народу – около 200 тыс, из них половина студенты, а ещё почти четверть – преподаватели. В этот город и позвал меня Андрей Андреев, который тут (с перерывами) обитает уже два года. Его жизнедеятельность связана с университетом, что-то он там делает научное. Поезд до Упсалы оказался не таким выдающимся, как финский поезд. Это скорей простая электричка, одноэтажная, интернета нет. Когда я стал фотографировать контролёршу, она очень рассердилась и стала возмущаться по-шведски. Тут многие шведы не хотят быть сфотографированными. Вот, например, захожу я в церковь, а там мужик играет на органе. Я его сфоткал, а он злобно так на меня стал смотреть – проваливай, мол! Так и контролёрша. В Упсале меня встретил тов. Андреев. Он, кстати, ветеран трёх Домов АВП, жил с нам в Иркутске, Владивостоке и на острове Бревенник. А сейчас, в последние два года, много людей из РФ посетило его. Квартира у него маленькая, примерно как у тов.Назаренко в Поваровке. Живёт он на третьем этаже 20-квартирного домика, в нём всего три этажа. Опять же, как и в Хельсинки, технологическое чудо: двери подъезда и дверть квартиры запираются одним и тем же ключом. Город Упсала малоэтажный, просторный, зелёный, довольно разбросанный. Много парков и зелени. Около вокзала стоит пара тысяч велосипедов. Центр полон всяких старинных каменных зданий, городу примерно тысяча лет. Упсальский Университет основан около 550 лет назад. Не знаю, изменись ли учебники и программа за это время? Негры, сирийцы и прочие арабы, турки и другие граждане видны на каждом шагу. Дорожные и строительные работы ведут, однако, «белые» люди. Некоторые строители общаются друг с другом по-английски, что выдаёт их нешведское происхождение. В Упсале имеется большая отдельно стоящая мечеть. Много мелких бронзовых памятников местным деятелям (не так много, как в Ханты-Мансийске, но порядочно). Есть, как и в России, уличные продавцы фруктов, с лотков, и эти люди, как и у нас – южане. В магазинах много вредных продуктов. Как мы знаем, продукты ценой менее 100 руб/кг являются, как правило, полезными, а прочие, как правило, вредные. Итак, здесь среди полезных – вкусные йогурты, молоко, кефир, фрукты. Хлеб уже не очень полезен, газировка тоже вредноватая. Шведы с голодухи занимаются рыбалкой, прямо в черте города, продают какие-то грибы, клюкву и даже каштаны. Есть в Скандинавии и спецмагазины китайских продуктов, но они тут значительно вредней, чем в самом Китае. Есть среди упсальских жителей и сами китайцы, и русские, и представители иных народностей. Интересно знать, что железная дорога под Упсалой – однопутная. Электрифицированная. И при этом каждые пять минут по ней проносятся поезда с большой скоростью в разные стороны. При этом много переездов, шлагбаумы только и делают, что закрываются и открываются, как мельничные лопасти. Как это сделано, что поезда не сталкиваются, это интересно. Ведь реально очень много поездов. Я встал у одного переезда и только успевал махать фотоаппааратом то направо, то налево, притом что все поезда пролетали мимо меня только по одному пути.

Wednesday, 28 September 2011 19:26 (UTC)
- Posted by [identity profile] krotovv.livejournal.com
А зачем махал?

Wednesday, 28 September 2011 19:43 (UTC)
- Posted by [identity profile] a-krotov.livejournal.com
Мне интересно было их сфотографировать, а они появлялись то справа, то слева, и довольно быстро

Пригородные поезда

Thursday, 29 September 2011 04:20 (UTC)
- Posted by [identity profile] 2983.livejournal.com
Как объяснили люди на вокзале в Стокгольме (июнь 2009), автомат работает только с транспортными картами. То есть есть специальные карты (есть такие и в Новосибирске), на них лежат деньги для оплаты проезда. А в автоматах их пополнять можно или там электронный проездной выбивать, что-то в таком духе.

А для разовой поездки бумажный билет приобретают в кассе, одни приезжие там покупают.

Thursday, 29 September 2011 07:51 (UTC)
- Posted by [identity profile] serni.livejournal.com
10 месяцев назад ехал из Уппсалы в Стокгольм на двухэтажной электричке, так что раз на раз не приходится, видимо.

Thursday, 29 September 2011 08:32 (UTC)
- Posted by [identity profile] b-borysenko.livejournal.com
снова-таки - выводы похожи выводы человека, впервые заглянувшего за Железный Занавес:

\\\Все понимают, что транспортом пользоваться нерентабельно, и пересаживаются на колёса

- Антон, это связано не с экономией или бедностью жителей ЕС, а с заботой об окружающей среде и пропагандой здорового образа жизни.

\\\Даже кафеля и краски не нашли, все станции – как норы или пещеры, даже освещения мало.

- no comment...

\\\Половина из прихожан – негры (ну понятно, они не на работе)

- no comment...

Monday, 9 January 2012 02:47 (UTC)

Monday, 9 January 2012 02:46 (UTC)
- Posted by [identity profile] rabies-rabbit.livejournal.com
боже, какую Вы чушь написали! Как будто дикаря из джунглей в город запустили. Осталось только эскалаторами восхититься. Уберите это скорее под замок - самому же потом будет стыдно перечитывать.

Monday, 9 January 2012 09:15 (UTC)
- Posted by [identity profile] a-krotov.livejournal.com
Мне не стыдно перечитывать даже то, что написано мной 20 лет назад, так что зря вы обо мне волнуетесь.

Если же в моём тексте есть какие-то фактические ошибки, можете указать на них мне и всем читателям. При обнаружении существенных ошибок они будут исправлены, а обнаружившему -- благодарность.

Monday, 9 January 2012 09:43 (UTC)
- Posted by [identity profile] rabies-rabbit.livejournal.com
да там все ошибки - весь текст надо переписывать. Собственно, речь не только о фактических ошибках, но и о совершенно диких выводах, которые Вы из них делаете.

Monday, 9 January 2012 13:21 (UTC)
- Posted by [identity profile] a-krotov.livejournal.com
Так вы определитесь, что не так - факты или выводы.

Стоимость билетов указана ошибочно? Цена продуктов? Местожительство товарища Андрея? Всё указано точно.

А если какие-то выводы кому-то не нравится, можете сделать свои выводы, и даже вообще свой пост о Стокгольме и Упсале написать -- оно даже приветствуется.

Monday, 9 January 2012 15:19 (UTC)
- Posted by [identity profile] rabies-rabbit.livejournal.com
все не так. Начиная с "вредных" продуктов (которые на самом деле экологические) и заканчивая метро, где "не хватило на освещение". а вот и оно, кстати:Image

Image

и заодно "похожие на московские" поезда:
Image

а что? у этого поезда тоже есть колеса и двери, а значит все поезда в мире похожи на московские. Если уж обобщать.

Monday, 9 January 2012 16:13 (UTC)
- Posted by [identity profile] a-krotov.livejournal.com
За фотографии, конечно, спасибо, - впрочем, у меня тоже метро-фотоподборка из Стокгольма есть, уже выкладывал в ЖЖ.

Что же касается похожести и непохожести поездов, -- то есть, всё-ж таки, в мире, поезда иной конструкции,
не очень похожие на московские. Так, например, в Лозанне (Швейцария) есть наклонная линия метро,
и большие резиновые колёса у поезда; есть в Париже тоже на некоторых линиях резиновые колёса
(ну я так понимаю, что в дополнение к обычным); в Куала-Лумпуре (Малайзия) есть линия автоматического
метро (поезда ездят без машиниста, автоматически) -- лозаннская линия тоже, кажется, без машиниста.

Кроме того, ещё можно выделить много линий метро в мире, начиная от каирского, где провода проходят
сверху, и токосъёмник, как у электрички. Этим образом, явными внешними отличиями можно разделить поезда
метро на две большие группы: "ток сверху" и "ток снизу" ("московский" тип), ну и на другие подгруппы --
с машинистом и без, например. По всем этим признакам я и сообщил читателям, что указанные метропоезда
Стокгольма похожи на московские.

Что же касается "пещерного интерьера", то также, останусь при своём мнении, которое ещё
раз можно обозначить: изготовление "пещерных" станций обошлось значительно дешевле, чем
постройка станция "советского" ("сталинского") типа (как в центре Москвы или Петербурга).
Московское метро вообще очень редкое, разнообразное и прикольное, и на его изготовление
потрачено (на мой взгяд) больше труда, чем на однотипные метростанции многих метрополитенов Европы и Азии.

Monday, 9 January 2012 16:29 (UTC)
- Posted by [identity profile] rabies-rabbit.livejournal.com
т.е. стокгольмское пещерное метро - это однотипные метростанции, как в Европе и Азии?
Московское метро - всего лишь два типа станций - сводчатые и колонные. Боковых платформ практически нет. Пересадочные узлы сделаны из рук вон. Метро не рассчитано на увеличивающиеся пассажиропотоки, нет резерва увеличения пропускной способности. Душно, грязно, тесно, шумно, часть ламп не работает. Всякие бронзовые лики и прочие барельефы - да, прикольно, если не помнить о том, что полстраны тогда в лагерях сидело или голодало, чтобы эти станции мрамором покрыть. Можно еще в Пхеньян сьездить. Там тоже все дорого и мраморно. И прикольно, наверное.

Monday, 9 January 2012 16:42 (UTC)
- Posted by [identity profile] a-krotov.livejournal.com
Московские станции куда более разнообразны, чем стокгольмские. Я уж не буду фотографии выкладывать, - полагаю, что все читатели были в Москве и знают сами.

Что же о пассажиропотоке, то нужно заметить, что в Москве живёт людей гораздо больше, чем в Стокгольме и во всей Швеции. Стокгольмское метро не такое наполненное, как московское, но этому есть причины - 1) Стокгольм во много раз меньше Москвы, 2) из-за дороговизны многие люди не ездят на метро, а пользуются велосипедом, тем более что и расстояния короткие.

Monday, 9 January 2012 17:33 (UTC)
- Posted by [identity profile] rabies-rabbit.livejournal.com

1). Стокгольм намного больше Москвы по площади - около 120 километров в диаметре.
2). Очередной ужасный бред. 70% поездок в Стокгольме совершаются на личных машинах (видимо, это намного дешевле метро при цене в 1,5 евро за литр бензина). Стокгольмская транспортная компания БОРЕТСЯ за то, чтобы больше людей пользовались ее услугами, а не машинами, например, вводя бесплатный вай-фай в длинных автобусах и т.д. Велосипедом в Стокгольме пользуются не от безденежья, а, как Вам правильно заметили раньше, в результате сознательного выбора - нежелания ухудшать экологическую обстановку и стремления вести здоровый образ жизни. Чему муниципалитет всячески способствует, введя, например, субсидируемую аренду городских велосипедов. Расстояния в Стокгольме - НЕ короткие - см. пункт 1. При этом у большинства велосипедистов проездной на транспорт есть. Метро немноголюдное из-за низкой плотности населения и грамотного планирования.

Monday, 9 January 2012 17:47 (UTC)
- Posted by [identity profile] a-krotov.livejournal.com
"Стокгольм намного больше Москвы по площади - около 120 километров в диаметре."

Ну вот какие-то сказки начались.

А вот в Википедии я прочитал, например, вот что:

площадь Стокгольма - 188 квадратных километров

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BC

Как же 120 км в диаметре? Поправьте и в Википедии, пжлста

Население - 850 тыс человек
Во всей Швеции - 9,5 миллиона человек

Это опять же из той же Википедии. Конечно, её тоже люди пишут,
но в любом случае трудно поверить, что Москва (крупнейший город Европы) меньше Стокгольма.
Это и внешне - не наблюдается.

А вы, товарищ, именно в Стокгольме живёте?

Monday, 9 January 2012 17:58 (UTC)
- Posted by [identity profile] rabies-rabbit.livejournal.com

население Стокгольма 2 миллиона человек, пользуйтесь англоязычными источниками http://en.wikipedia.org/wiki/Stockholm (смотреть рядом со словом Metro (здесь не означает метро) 850 тысяч - это население только центра города. Там же площадь - 6519 кв. км., это в 6,5 раз больше Москвы (она по данным той же Вики занимает 1091 кв. км.). Москва - крупнейший город Европы только по населению из-за того, что оно сосредоточено в многоквартирных курятниках, стиснутых на небольшой площади. Отсюда, кстати, и пробки.
Внешне - что не наблюдается? Вы проехались по всем стокгольмским районам и пригородам?

Monday, 9 January 2012 18:43 (UTC)
- Posted by [identity profile] a-krotov.livejournal.com
Внешне, достаточно открыть карту Европы, Швеции или окрестностей Стокгольма, чтобы увидеть, что на 120 км город никак не тянется.

Area[1]
• City 188 km2 (72.6 sq mi)
• Urban 381.6 km2 (147.3 sq mi)
• Metro 6,519 km2 (2,517 sq mi)

То, что называют здесь словом "Метро", - не собственно Стокгольм, а общая площадь всей его агломерации со всеми посёлками в округе; таким же образом к Москве можно прицепить Химки, Подольск, Люберцы, Жуковский, Раменское и ещё много других посёлков, непосредственно прилегающих к Москве.

Вы-то в Стокгольме живёте? Или отчего такой интерес именно к этому городу?

Monday, 9 January 2012 19:07 (UTC)
- Posted by [identity profile] rabies-rabbit.livejournal.com
это площадь именно города Стокгольм, где ходят городские автобусы, действует единый проездной, если уж мы о транспорте говорим, единый телефонный код, единая система здравоохранения и прочие признаки. Другое дело, что город действительно очень растянутый, причем во все стороны, включая архипелаг со стороны Балтийского моря.

Monday, 9 January 2012 19:15 (UTC)
- Posted by [identity profile] a-krotov.livejournal.com
Городские билеты, однако же, там по зонам. Одна поездка на трамвае (автобусе) по центру и одна поездка на автобусе на 50 км от центра будет стоить совсем разных денег. Разве не так?

Наличие одного или двух телефонных кодов не является признаком единства города. Вот, например, в Москве два телефонных кода - (495) и (499), а город один.

Система здравоохранения может быть и единая и в городе, а может быть и во всей Швеции? - сей вопрос я не изучал.

Monday, 9 January 2012 19:39 (UTC)
- Posted by [identity profile] rabies-rabbit.livejournal.com
нет, не так. Одноразовые билеты покупают только туристы, а зоны по ним есть во всех городах Европы. Окончание зоны А не означает окончания города. Для всех остальных - проездные карточки сроком действия от 24-х часов до 1 года, которые действуют по всему городу и всем зонам в нем как раз в диаметре тех самых 120 км.. Бесплатная доставка в магазинах в пределах Большого Стокгольма - это как раз те самые 120 км. вокруг центра. Два телефонных кода в одном городе - это одно (хреновое планирование, из-за чего вовремя не смогли добавить еще одну цифру в обычные номера, чтобы их хватало, и наладить систему гашения старых номеров, которые не используются), один телефонный код в разных городах - это уже маразм и неразбериха. Понятно, что такого быть не может. Жителей Стокгольма (Большого Стокгольма) называют в других регионах Швеции "восьмерки" как раз по телефонному коду, который и отмечает их географическую принадлежность к городу.

Monday, 9 January 2012 15:22 (UTC)
- Posted by [identity profile] rabies-rabbit.livejournal.com
+++Когда я стал фотографировать контролёршу, она очень рассердилась и стала возмущаться по-шведски.


у людей есть право не быть в Вашем семейном фотоальбоме. Перед тем, как фотографировать кого-то, нужно поинтересоваться его мнением по этому поводу. Это кагбе основы человеческого общежития. Примерно то же самое, как не срать у Вас в подьезде, и не звонить соседям.

Monday, 9 January 2012 16:17 (UTC)
- Posted by [identity profile] a-krotov.livejournal.com
Я не вижу ничего плохого в фотографировании людей,
у них никакого ущерба не появляется от фотографирования.
Тем более, граждане "при исполнении", работа которых
происходит на виду всего общества, им нечего стесняться.

Можно понять, что некоторые агенты спецслужб не хотят быть у меня на фото,
но контролёр -- это публичная и несекретная должность, тем более что фотографирую я
не дома у контролёра, а в публичном и общественном месте.
Если смотреть на человека можно, то (думаю) и фотографировать можно, и вреда никакого.

Monday, 9 January 2012 16:34 (UTC)
- Posted by [identity profile] rabies-rabbit.livejournal.com

это в Вашем представлении. В действительности же это вторжение в частную сферу, и у людей есть право выбирать, хотят они быть на Вашем фото или нет. И правилом вежливости является спросить, хотят ли. Тем более, что в Швеции есть закон о защите персональных данных, по которому фотографировать кого-то Вы можете только с их согласия. Не относится это только к сотрудникам полиции в форме.

Monday, 9 January 2012 16:43 (UTC)
- Posted by [identity profile] a-krotov.livejournal.com
Ух ты, даже закон такой есть! Спасибо, я не знал.

Monday, 9 January 2012 15:24 (UTC)
- Posted by [identity profile] rabies-rabbit.livejournal.com
+++Интересно знать, что железная дорога под Упсалой – однопутная.

какая именно? их несколько, основная трасса двухпутная

Monday, 9 January 2012 15:31 (UTC)
- Posted by [identity profile] a-krotov.livejournal.com
Не помню, какая именно, но вероятно главная, потому что поезда проскакивали каждые пять минут. Скорее всего, однопутным является лишь небольшой её участок, потому что иначе непонятно, где они разъезжаются.

Monday, 9 January 2012 15:53 (UTC)
- Posted by [identity profile] rabies-rabbit.livejournal.com

главная ж-д Стокгольм-Уппсала имеет как минимум 2 пути на всем протяжении (на большей части 4 пути). Вы были по всей видимости на ветке Уппсала-Эвле. Там действительно есть маленький участок однопутной ж-д как раз в черте Уппсалы с 4-мя пересечениями автодорог около курганов. Сейчас под этим участком строится двухпутный туннель, после ввода которого в эксплуатацию линия с пересечениями и шлагбаумами будет закрыта.

Monday, 9 January 2012 16:44 (UTC)
- Posted by [identity profile] a-krotov.livejournal.com
Да, около курганов, именно там

Monday, 9 January 2012 15:28 (UTC)
- Posted by [identity profile] rabies-rabbit.livejournal.com

++++А ещё интересно, что когда тут горит «красный свет», почти все с понтом ждут, хотя машин бывает, что и не бывает.

то, что Вас почему-то задело как "понт", есть обычное следование правилам дорожного движения. Я как-то после прочтения Ваших дорожных заметок про Европу задумался, как Вы вообще в Москве функционируете. У Вас там вроде пока живут не охотой и собирательством, да и светофоры редко, но встречаются.

Monday, 9 January 2012 16:45 (UTC)
- Posted by [identity profile] a-krotov.livejournal.com
В Москве очень удобно функционировать, особенно человеку, который родился в ней и прожил значительную часть жизни. Светофоров у нас много тысяч, они вовсе не редки.

Monday, 9 January 2012 17:21 (UTC)
- Posted by [identity profile] rabies-rabbit.livejournal.com
расскажите это сотням тысяч водителей, которые по 4 часа в день сидят в пробках

Monday, 9 January 2012 17:38 (UTC)
- Posted by [identity profile] a-krotov.livejournal.com
Для рассказов водителям существует "Авторадио" и иные методы сообщений, пусть рассказывают там